Аргументы и факты

13 июля 2022 г. 6:00

Чеботарев Алексей

КАК ОБУВАЮТ РОССИЮ

Почему наши производители сапог, туфель и сандалий не заметили ухода западных брендов ПО СРАВНЕНИЮ С МАЕМ ПРОШЛОГО ГОДА В ЭТОМ ГОДУ НАШИ ОБУВЩИКИ ВЫПУСТИЛИ НА 300 ТЫС. ПАР БОЛЬШЕ (8,4 МЛН ПРОТИВ 8,1 МЛН). ОТНОСИТЕЛЬНО 2020-ГО РОСТ СОСТАВИЛ УЖЕ 1,1 МЛН ПАР. СТАТИСТИКА ЗА ГОД ТОЖЕ ВЫЗЫВАЕТ ОПТИМИЗМ (СМ. ИНФОГРАФИКУ).
Но что в основном делают наши отечественные обувщики - кирзовые сапоги с тапочками или модельные туфли с кроссовками? И готовы ли они заместить своей продукцией импортную обувь?
ЧТО МЫ НОСИМ?
" Уровня допандемийного 2019 г. мы пока не достигли, но рост действительно есть, - говорит гендиректор Российского союза кожевников и обувщиков (РСКО) Александра Андрунакиевич. - В этом году производство за I квартал выросло на 6%, в т. ч. кожаной обуви - на 11%, детской - на 14%. Правда, если в 2021-м детской сделали 16 млн пар, то в 2019 г. было 21 млн".
Больше всего в России, по Росстату, отечественные обувщики делают массовую текстильную обувь, в том числе спортивную. На втором месте - мужская, затем - детская и женская. Только после них - специальная и военная обувь (примерно 7 млн пар).
Это главным образом кожаные берцы ("кирзачи" давно сняли с производства). Однако произведенного в РФ в любом случае на всех россиян не хватит - у нас делают только 6 пар обуви на 10 человек (включая солдатские ботинки). Поэтому у жителей нашей страны на ногах чаще китайские или восточно-азиатские сандалии, кроссовки и туфли. Как безымянные, так и реплики брендов или подделки под них.
Потребители " брендовой " обуви, причем как дорогого, так и среднего сегмента, - социальное меньшинство, утверждают эксперты рынка. "Нам никогда не мешали ни Zara, ни H&M, ни кто-либо, - говорит гендиректор обувной фабрики "Юничел" Владимир Денисенко. - Высокий сегмент обуви небольшой и капризный. У нас свой покупатель: рабочие, врачи, учителя... Нашим конкурентом всегда был нелегальный Китай, откуда обувь чаще всего попадает через Казахстан. По цене с нами конкурирует только он".
Россияне делают меньше всего женской обуви - конкуренция выше, работы больше, а цену сильно не поднимешь. Так что если в семье отец и ребенок могут быть в обуви российского производства, то вот на ногах матери семейства, скорее всего, будет что-то китайское или вьетнамское.
"ТЕБЕ С МАРКОЙ ИЛИ БЕЗ?"
" Импорт обуви не уменьшился, - говорит А. Андрунакиевич. - Огорчает, что это оценивают как позитивное явление. Хотя мы больше страдаем не от легального импорта, а от нелегального. Контрафакта очень много. Применение обязательной маркировки, которую ввели в середине 2020 г., обременяет предприятия отрасли, но пока не достигает своей цели - защиты рынка от незаконной обуви. С начала обязательной маркировки выдано 3,5 млрд кодов, и половина из них - безымянных! На рынок "Садовод" приходим с контрольной закупкой, и продавец спрашивает: "Тебе как - с маркой или без?" "Двадцать лет назад я ездил во Вьетнам, и мы учили вьетнамцев обувь шить - они тогда ничего, кроме тапочек, не делали, - вспоминает В. Денисенко. - Сейчас они шьют больше 1 млрд пар. Но что делаем мы? Мы подписываем с ними договор о беспошлинной поставке обуви в Россию! Это удар по собственной промышленности. Если, не дай бог, будут какие-то проблемы с Китаем или Вьетнамом - экспортерами обуви № 1 и № 2 в мировом рейтинге, - будем ходить босиком, потому что сами отдали им свой рынок! А западные производители нам не конкуренты - они тоже платят высокие налоги. Но как бороться с теми, кто налогов не платит и, значит, может сильно "продавить" тебя по цене или, как китайцы, платит в три раза меньше? Только поднимать ввозные пошлины.
Сейчас на импорт обуви пошлина всего 3- 4%. Евросоюз держит пошлину на китайский обувной импорт 17%. А у Китая пошлина 25%. Точно так же импортом окорочков угробили в свое время птицеводство в России. Отрасль пришлось восстанавливать с помощью высоких государственных дотаций".
СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ ОБУВЩИКИ?
Всего в России, по данным на этот год, зарегистрировано почти 5 тыс. производителей обуви, однако, по словам экспертов, эта цифра имеет непростое отношение к действительности: обувщиками часто называют себя перекупщики. Производством же, по данным РСКО, занято примерно 700 тыс. человек. Средняя зарплата в отрасли на сегодня - 32 тыс. руб.
Миллионами пар обувь производят всего 10-15 предприятий страны. Такие, например, как объединение " Юничел " . В его составе три фабрики - в Златоусте работают 600 человек, в Оренбурге - 400, на головной в Челябинске - 1400. В конце прошлого года рабочим подняли зарплату до средней по отрасли. Однако уже в течение последних 3 лет здесь не удается расширять производство. 150 человек за 2 года даже пришлось сократить.
Одни компании чувствуют себя неплохо и развиваются, другие испытывают трудности и уходят с рынка. Например, недавно рухнули из-за долгов две крупные производственно торговые обувные компании - Paolo Conte и "Обувь России". Российская компания-долгожитель Ralf Ringer ( многие покупатели считают ее иностранной, но это не так) сейчас находится в сложном положении.
ПРО КОЖУ И ЦЕНЫ Проблема с обувным контра фактом решаема, уверены эксперты: "было же не так давно, что он не превышал 10%". При уменьшении давления государства и контрабандистов вполне реально сильно потеснить на рынке азиатов. Как благодаря патриотическому настрою потребителей, высокому качеству нашей продукции, так и особенно появлению хороших кожевенных производств. "Сырье есть, причем свое. Раньше мы покупали корейскую или турецкую кожу, теперь только российскую!" - ответил "АиФ" представитель одной из крупных обувных компаний.
Часть импортных комплектующих обувщики меняют на российские, но в основном здесь речь идет о замене одного импорта другим. Картон и межподкладочные материалы вместо Италии теперь заказывают в Турции. Отдельные материалы закупали в Китае, но многих предпринимателей эта страна пугает ненадежностью поставок. Заменить импортные компоненты отечественными полностью пока невозможно: картона в России просто нет, качественных ниток тоже.
Термоэластопласты для производства подошв научились делать в Подмосковье и Кирове. Еще сложнее с заменой оборудования и комплектующими для него - здесь вопрос пока не решен. Хорошо хоть, что сроки службы у него долгие.
В целом импортная составляющая для предприятий отрасли в отличие от других сфер российской экономики невелика и постоянно снижается. Поэтому, по оценкам экспертов, обувь дорожать будет, но не сильно. А рост отечественного производства позволит уменьшить рост цен на туфли и ботинки.
ЕСЛИ БУДУТ КАКИЕ-ТО ПРОБЛЕМЫ С КИТАЕМ И ВЬЕТНАМОМ, БУДЕМ БОСИКОМ ХОДИТЬ. МЫ ЗАЧЕМ-ТО ОТДАЛИ ИМ СВОЙ РЫНОК ОБУВИ. А ЗАПАДНЫЕ МАРКИ НАМ НЕ КОНКУРЕНТЫ.
Деревянные башмаки россияне точно носить не будут. Отечественные обувщики хоть и испытывают трудности, но наращивают производство. Фото Reuters Инфографика Анны ХАРИТОНОВОЙ Сообщения по событию: